Пожалуй, не стоит объяснять, насколько большое влияние оказала оригинальная The Last of Us на игровую индустрию. Сродни великой Half-Life, тайтл вывел нарратив на высший уровень, и показал, что игры могут быть не просто развлечением, но и вполне себе способны рассказывать взрослые истории. Этот тезис Naughty Dog подкрепила многими годами позже, выпустив The Last of Us Part II, о которую сломалось немало копий в пользовательских спорах.
Впрочем, первая часть тоже способна подкинуть немного пищи для размышлений. Решение Джоэла в финале вызвало много споров, и далеко не все игроки были с ним согласны. Что именно сделал герой – оставим за кадром.
Пролог игры откидывает игрока на 20 лет назад — во времена, когда трава была зеленее, а солнце светило ярче. В это прекрасное время на нашу планету обрушивается ковид кордицепсная церебральная инфекция, из-за которой люди сходят с ума и превращаются в монстров. Игроку предстоит играть за Джоэла Миллера — отца одиночку, который вместе со своей дочерью Сарой пытаются спастись из охваченного паникой города. К сожалению, Сара погибает прямо на руках у главгероя, что оставляет сильнейший отпечаток на душе Джоэла и заставляет пустить слезу у игрока.
После трогательного эпилога разработчики показывают игроку суровый новый мир, наполненный зараженными, монстрами и обычными людьми, которые пытаются выжить. Джоэл занимается контрабандой — именно это занятие и помогает ему держаться на плаву.
Конечно же, у Джоэла есть и подельники, с которыми он в один прекрасный день ввязывается в авантюру, в ходе которой главгерою вместе с напарницей предстоит доставить девочку Элли к местным партизанам. Но, как всегда, все идет не по плану — напарницу Джоэла кусают зараженные, а партизан ликвидирует полиция, поэтому главгерой решает лично сопроводить Элли к своему брату, чтобы тот отвел ее к логову «Цикад» — именно так величают местных партизан.
Собственно, на протяжении этого путешествия мы будем наблюдать за приключениями и взаимоотношениями Джоэла с Элли, а в конце игры игрока ждет очень интересный сюжетный твист. А ещё по ходу игры нам будут попадаться различные записки и аудиозаписи выживших.
Игровой процесс
Если сильно упростить, то игровой процесс The Last Of Us незамысловат — в промежутках между стычками с врагами мы пробираемся сквозь локации, разговариваем с Элли, лутаемся и крафтим предметы. Затем снова разбираемся с врагами и повторяем процедуру.
Разнообразить игровой процесс позволяют элементы стелса и RPG — разработчики позволяют игроку прокачивать способности Джоэла и его амуницию. Хотите поставить оптический прицел на винтовку — не вопрос! Может вы хотите крушить противников благодаря улучшению точности стрельбы? Сделаем! Для этого надо «всего лишь» заглядывать в каждый темный уголок локаций и выискивать там лезвия, тряпки, крепежи и прочее. Из всего этого хлама можно смастерить аптечки, ножи и даже бомбы. Честно говоря, лутание порой напрягает…
Некоторых врагов (особенно поначалу) очень сложно одолеть лобовой атакой, поэтому разработчики дают игроку разнообразные предметы, которыми можно отвлекать врага. Так, звук разбитой бутылки или кирпича очень хорошо приманивает противников, что позволяет подкрасться к цели из-за спины и нейтрализовать ее — механика стелса, как говорится, в действии. А еще бутылку/кирпич можно швырнуть во врага и оглушить его. В качестве бесшумного оружия дальнего боя выступает лук — выпущенные с него стрелы летят тихо, бьют больно, иногда их можно использовать повторно. Красота.
Если игрок предпочитает действовать открыто, но на выбор ему дается масса оружия — от ножа до огнемета, плюс любое оружие можно улучшать. Огорчает лишь одно — патронов для отстрела противников не так уж и много, поэтому игроку придется включать мозги и экономить боезапас. На высоких уровнях сложности ситуация усложняется, что ощутимо меняет тактику боя — ныкаться по углам придется постоянно.
В The Last Of Us активно используется система укрытий, за которыми игрок может спрятаться от врагов. Правда, рано или поздно игроку придется переместиться в другое укрытие — противник постоянно передвигается по локации и в любой момент может обнаружить Джоэла. Благо, у нашего героя есть небывалой остроты слух, который позволяет мониторить врагов даже сквозь стены — эту суперспособность можно значительно прокачать.
Изначально игра The Last Of Us вышла на PS3 аж в 2013 году, а позже была улучшена и доработана в графическом плане. Разумеется, что по меркам 2021 года графика игры устарела, но назвать ее плохой у меня язык не поворачивается — даже сейчас игра выглядит весьма прилично. Огромную роль в визуальном восприятии игры сыграли не анимации персонажей или текстуры, а именно дизайн и антураж локаций — геймдизайнеры TLOU очень ярко передали атмосферу разрухи и запустения мира. Мне очень нравится тематика постапокалипсиса, поэтому я с упоением рассматривал все эти пейзажи полуразрушенных городов и исследовал покинутые квартиры. Внимание разработчиков к мелочам вызывает уважение, и я буквально проникся всей этой атмосферой происходящего.
Возможно, для игроков, знакомых с оригиналом, The Last of Us Part I не представляет слишком большой ценности: они получат плюс-минус ту же игру, хоть и соответствующую по части графики современным стандартам. Зато новичков ждет ААА-тайтл, приводящий в восторг по всем параметрам, от картинки и сюжета до геймплея. Это актуально, прежде всего, в отношении РС-геймеров, которые впервые познакомятся с культовым детищем Naughty Dog. А следом, возможно, и вторую часть выпустят на компьютеры. Будем надеяться.