Stray – удивительная игра. С того момента, когда нам показали первые геймплейные кадры, где котик с рюкзачком бегает по негостеприимному и опасному миру, мы стали ждать… именно того, что нам показали. И, когда игра добралась до релиза, увидели именно то, что нам показывали, и чего мы ждали – ни больше, ни меньше.
Уже с самого начала игра поражает тем, насколько разработчики заморочились с воссозданием кошачьих будней. Сами пушистые сделаны великолепно. Да, не во всем идеально, но эта пластика, эти анимации движений – тот, кто это делал, действительно «сечет» в котах.
Серьезно – многие глумились над игрой из-за того, что там можно мяукать. Дескать, ничего себе достижение. Вот только дело не только в этом. То, как двигается главный герой, как смотрит, как реагирует на происходящие вокруг события. Как хромает, если упал, как трется об ноги и сворачивается клубком – не надо быть геймдизайнером, чтобы понять, сколько сил во все это было вложено.
И раскрывается этот аспект в самом начале – до крайности умилительной сцене, где стая котиков мирно спит в своем убежище. Вокруг – опустошенный и не самый дружелюбный мир. Ты понимаешь, что котики тут не в сметане катаются, им приходится выживать.
Наш персонаж, рыжий прохвост – тот еще парень. Он прекрасно понимает, когда нужно бежать, но он не трус, и в случае чего готов сражаться за друзей. Готов идти на уловки ради своей цели. В общем одно слово – рыжий.
Однако долго погулять и помяукать вместе со стаей не дают – наш персонаж проваливается глубоко в подземный мир. В изолированный город, который знать-не знает о существовании солнца и неба. Населенный исключительно роботами – добрыми и злыми. Здесь и будет разворачиваться действие игры.
Помните, была такая старая игрушка Scrapland? Этакий GTA в мире роботов. Город в Stray все время напоминал мне этот мегаполис. Только здесь все давно пришло в упадок. Все люди куда-то таинственным образом исчезли, и остались только их творения – роботы, ранее выполнявшие нехитрые задачи по бытовому обслуживанию.
Когда их создатели исчезли, в «железяках» пробудилось собственное сознание. Но за неимением другого референса они начали копировать людей – одеваться также как они, любить цветы, ходить в рестораны и т.д. Они постоянно ностальгируют по тем, кто их сотворил.
Такими рефлексиями страдает и B12 – маленький робот, которого мы первым встречаем в городе, и который рассказывает нам, как обстоят дела. Дескать, его сотворил некий давно умерший ученый. Вот только он не все помнит, и знания о мире мы будем получать постепенно – показывая B-12 предметы и граффити, способные пробудить в нем воспоминания.
Главная сюжетная интрига – где-то там, наверху, есть небо. А где-то здесь, внизу, есть роботы, которые хотят его увидеть. Их мало, они наталкиваются на непонимание со стороны сородичей, но не отступаются от своей мечты. Это коммьюнити и будет нашей «лестницей» в это небо. Квест за квестом мы распутываем эту в общем-то несложную историю и постепенно поднимаемся все выше и выше.
Есть еще одна игра, которую Stray мне почему-то упрямо напоминала на всем своем протяжении – старый квест «Машинариум». Да, геймплейно игры совершенно разные, и Stray даже близко не является такой проработанной головоломкой, здесь в этой части все достаточно примитивно. Но эти классные, душевные роботы вокруг. Эта МУЗЫКА и звуковое окружение в целом – сделано на таком высоком уровне, что просто мое почтение. Аудио обволакивает игрока, оно всегда в тему и задает настроение даже в общем-то слабым с точки зрения игрового процесса сценам.
Но пора и о неприятном – геймплейно Stray к сожалению достаточно скучная. К середине игра несколько ускоряется и даже затягивает, но в целом нам предстоит совершать достаточно однообразные действия «найди, принеси, подай». Ни над одной из «головоломок» игры не задумываешься и нескольких секунд – они или очень простые, или типичные для жанра, и ты сразу разгадываешь, что от тебя хотят разработчики.
Примерно также дела обстоят и с изучением мира. Нам предстоит пройти несколько достаточно обширных городов роботов. И здесь можно было бы сделать побольше каких-то нычек, интересных полезных или коллекционных предметов. На деле же изучать мир можно только ради «воспоминаний» нашего приятеля-робота, не более того. А к сюжетно важным местам игра ведет за руку столь настойчиво, что не найти их просто невозможно.
Stray — это, во многом, классическая адвенчура с простыми головоломками, приятным (по большей части) визуалом, неторопливым геймплеем и восхитительной музыкой. Не стоит возлагать на игру больших ожиданий — она не даёт свободы, отличной истории, интересного сюжета или увлекательного геймплея. Это просто уютная игра, в которой маленький рыжий котик идет сквозь заброшенный неоновый город.