SCP: Secret Files – набор паранормальных случаев из фонда SCP. Вы поступаете на работу помощником исследователя и проходите программу введения в должность, которая заставит вас подвергнуть сомнению все, что вы знаете.
Итак, завязка игры такова: вас зовут Карл Астана, вы являетесь выпускником престижного университета и любителем кафешной выпечки. В один прекрасный день, к вам выказывает интерес организация под названием SCP – международная, суперсекретная структура по отслеживанию, захвату и изучению/удержанию разнообразных паранормальных явлений.
Вы, Карл, не будь дураком, принимаете приглашение потрудиться в архивном отделе организации. Именно здесь, в теплой компании новых коллег и строгого начальника, вам предстоит познать совсем иную, не всегда стабильную и всегда когнитивно-диссонансную природу вышеупомянутых паранормальных явлений, классифицируемых как «SCP-объекты».
Каждый объект, в сути своей, представляет собой отдельный игровой «уровень», с индивидуальным сюжетом и уникальным взглядом на жизнь и повествование; между собой объекты никоим образом не связаны и основную сюжетную линию — линию Карла — никак не затрагивают.
Поговорим о непосредственном игровом процессе.
По большей части, SCP: Secret Files представляет собой классическую бродилку-ужастик, но с нюансом — изредка, походы от первого лица прерываются неординарностью и мини-играми. Балом, в независимости от формата, чаще всего правит контекст, а не действие — иными словами, что вы делаете не так важно как зачем вы это делаете.
Пример — в первой «миссии» вы раскатываете по пустыне на грузовике, собирая мусор и сжигая его в индустриальной печи. Нет, это не «Хаус Флиппер» на песчаных дюнах, это — работа с аномалией, суть которой любезно (и постепенно) раскрывает вам как сама игра, так и вышеупомянутые «междустрочные» подсказки, что более-менее легко улавливаются и часто рассказывают больше, чем некоторые внутриигровые тексты и персонажи.
Поэтому, собственно, вперед по прохождению вас будут двигать не какие-нибудь захватывающие головоломки, но простое человеческое любопытство — вы будете умирать от желания узнать, что происходит сейчас и что же случится дальше.
Никакие мини-игры а-ля «сложи квадратик из разломленных кусочков» или «сыграй в ритм-игру» не способны повлиять на этот факт, и геймплей в SCP: Secret Files легко характеризуется как вспомогательное повествовательное средство, но не как прочный внутриигровой аспект, идущий на равных с прочими составляющими.
Только не поймите неправильно, это не совсем Дэвид Кейдж с его бесполезно-интерактивными «Фаренгейтами» и «Детройтами» — правда, скорее из-за нехватки у разработчиков денег, нежели желания.
Вам доведется потыкать на кнопки в компьютере Карла, немножко поработать со специфической SCP-аппаратурой… пожечь мусор, опять же. Однако всем этим вы будете заниматься в стесненных, заскриптованных условиях, поскольку какая бы то ни было свобода действий была пожертвована в угоду сюжету. Извиняйте.
Предположу, что после прочтения предыдущего пункта, вы задаетесь вполне логичным вопросом: а стоит ли она того, рассказываемая игрой история? Нужно ли мне вообще все это паранормальное дело, если я даже чихнуть не могу без позволения на то игрового движка?
Ответ — да. Нужно. Однозначно.
Именно своей сюжетной частью отчаянно ярко сияет SCP: Secret Files: отчасти потому что игре крайне здорово удается посвятить самых несведущих игроков во вселенную SCP, отчасти потому что каждый SCP-объект хранит в себе по-настоящему завораживающую историю, с грамотно отмеренными саспенсом и кульминацией…
Отчасти потому что вселенная SCP как таковая действительно НАСТОЛЬКО хороша, и лично я был приятно удивлен глубиной написания — будь то рассказ об убийственных театральных пьесах или о маленькой скандинавской девочке, способной изменять реальность.
Да чего уж там, даже «промежуточные» текстовые записи о SCP-объектах, которые архивирует Карл в перерывах между «крупными» делами, читаются настолько захватывающе, что не оторваться.
Моя любимая — про нерабочий, казалось бы, японский торговый автомат, который из ниоткуда производит напитки и легкие закуски, а если его «перекормить» деньгами, то вместо условной диетической колы можно получить мини-духовку с еще живой дичью внутри. Брр. Вкусовые качества уже приготовленной дичи также приведены.
Единственный недостаток в сюжетной составляющей SCP: Secret Files, о котором я могу вспомнить на данный момент — истории SCP-объектов значительно интереснее истории главного героя.
По ходу игры, мы совсем немного узнаем про Карла, он едва раскрывается как персонаж, и с ним толком ничего не происходит; даже «неожиданная», казалось бы, концовка скорее вводит в недоумение, нежели помогает проникнуться перипетиями мистера Астаны. А жаль, где-то там-то что-то могло быть. 3 Карла из 10.
SCP: Secret Files – шикарное времяпрепровождение для тех, кто хочет погрузиться в достойное повествование, и, быть может, маленький ночной кошмар для тех, кто ставит геймплей во главу угла. При этом, игра хорошо выглядит, хорошо звучит, и она полнится мириадами тематических отсылок, что порадуют больших любителей SCP. А даже если вы вдруг не водите знакомства с SCP — не переживайте, вам кратко, но полно объяснят, где вы находитесь и в чем, собственно весь цимес.