Alien Isolation – игра в жанре хоррор с элементами глубокого стелса. История игры расскажет о событиях во вселенной «Чужих», что не попали не в один фильм или компьютерную игру. В центре внимания дочь главного протагониста Аманда Рипли.
Сюжет игры
Уже много времени прошло с того момента, когда космический корабль «Ностромо» пропал при загадочных обстоятельствах. Дочь Эллен Рипли Аманда, уже которых год не оставляет надежды найти свою мать, что сгинула вместе с буксиром. Аманда давно повзрослела и сама стала профессиональным космическим инженером, как и её мать.
Долгие годы никаких следов пропавшего корабля найти ей не удавалось. И вот, однажды, к Аманде приезжайте представитель «Вэйланд-Ютани» и рассказывает о найденном самописце «Ностромо», после чего предлагает вместе изучить находку на обитаемой космической станции «Севастополь», куда и был доставлен груз.
По прибытию они обнаруживают, что на станции внештатная ситуация. Повсюду ходят вооруженные люди, часть отсеков заблокирована, а остатки органов правопорядка забились в центре управления. Это, конечно же, ещё полбеды. В глубине вентиляционных шахт и обесточенных перекрытий затаился инопланетный ужас. Неизвестная форма жизни методично истребляет немалое население станции. В поисках ответов Аманда пускается в самое жуткое путешествие в её жизни…
Геймплей игры
Alien Isolation – это чистейший хоррор целиком и полностью построенный на стелсе и выживании. Игра задумывалась как продолжение идей самого первого фильма о чужих, поэтому сам «Чужой» является в ней чуть ли не бессмертным (а по факту он таковой и есть), следовательно, с ним мы не сражаемся, а просто спасаемся. Конечно же, найти способ убить тварь тоже нужно, но навредить твари при помощи огнемёта или пистолета лучше не пытаться. Основная цель игры – спастись с корабля.
Выживаем мы на большой, изрезанной проходами космической станции. Все локации – это, считай, один огромный лабиринт. Локации статичны и почти всю игру мы проведём бегая по ним взад-вперед. Ходить можно куда угодно, если имеется доступ, ключ-карта или оборудование для вскрытия двери. По сути, вся игра – это бесконечное количество технической работы, по пайке, варке и починке оборудования дверей и проходов, но с одной маленькой оговоркой. Делаем мы всё это под неустанным взором чужого.
Инопланетный хищник буквально каждую минуту находится где-то рядом. Новый способ безскриптовой организации геймплея позволяет создать для каждого игрока уникальный игровой опыт. Чужой сам решает когда напасть и где. Он может следовать за игроком по вентиляции, а может охотиться на других обитателей станции. Вы можете пройти уровень его даже и не встретив, а можете оказаться буквально под прессингом, не вылезая из-под стола и шкафа, только и успевая вытирать его слюни со лба.
Для выживания игроку доступен легкий «крафтинг». Можно на коленке скрутить из подручного материала бомбу, мину или коктейль Молотова. Доступно и создание аптечек, дымовых шашек, светошумовых гранат и прочего полезного инвентаря. Оружие тоже есть, но стволов мало, а их боезапас серьёзно ограничен и, порой, пушки просто бесполезны или даже опасны. Помимо главного хищника, игрока также подстерегает куча других опасностей. Киборги и прочие выжившие – могут покуситься на вашу жизнь. Далее с подробностями по всем пунктам.
Стелс: Жертва и охотник
Скрытное прохождение является неотъемлемой частью игры Alien Isolation. Благодаря высокому интеллекту вашего основного противника (Чужого), вы просто не сможете ходить вразвалочку даже десятую часть игры. Безопасные зоны будут, но они не помечаются и узнать, находитесь ли вы в безопасности, или за вами уже «выехали» почти невозможно.
Чужой – больше не сборник из двух-трёх скриптов, строго диктующих ему поведение относительно отдельных участков игры. Эпизоды с его появление всё же будут срежиссированы, но в большинстве своём вся его охота – это максимально рандомизированное действо, где ИИ сам выбирает, как ему поступать.
Тварь даже умеет учиться, и если вы пару раз встретите одного и того же ксеноморфа залпами из огнемёта, то на третий раз он предпочтёт не подходить ближе, пока данное оружие будет у вас в руках. При этом вечно отвлекать его или обманывать тоже нельзя, он рано или поздно поймёт, что против него используют приманки и тогда, для вас может быть подготовлена засада, которую даже при помощи датчика движения не раскрыть. Враг умеет прятаться в пару или в вентиляции, порой только внимательность спасает. Текущие с потолка слюни выдают врага.
Также стоит упомянуть, что слух у зверя феноменальный. Он может услышать ваши шаги на приличном расстоянии, он может услышать и то, как вы режете дверь или стучите по клавиатуре. Да даже задетая случайно алюминиевая банка из-под пива на полу может привлечь его. Я молчу о стрельбе или о взрывах. В отличии от других хорроров, в Alien Isolation от игрока требуется чуть ли не постоянное внимание к своему передвижению. Напряжение нагнетается не только за счет атмосферы, но и из-за постоянного прессинга. Как выяснилось, хоррору эта фишка очень даже к лицу.
К сожалению, остальные обитатели станции не такие одарённые в плане интеллекта и все люди, а также андроиды невероятно глупы. Они притормаживают в бою, при виде врага, да и вообще ведут себя не как выжившие. Прятаться от них легко. Стоят они по минуте в одной позе, молчат в тряпочку, короче тихий ужас. Их способности по обнаружению врагов серьёзно понижены, даже под носом ничего не видят. Видимо все ресурсы пошли на Чужого.
В общем, стелс в игре хорош, по всем пунктам. ИИ чужого так вообще выше всяческих похвал. Возможно, это самый умный враг, которого мне доводилось встречать в таких играх. Прятки с ним реально доставляют море удовольствия и не похожи ни на что.
Игровой мир
В основной компании Alien Isolation нам доступна большая космическая станция, несколько скромных, но вместительных кораблей. Они не такие огромные, но всё же, благодаря многоуровневой структуре, плутать по ним можно часами. Почти все уровни имеют несколько путей прохождения, чаще всего это альтернатива в виде вентиляции и технических отсеков. Все локации зациклены и плутать по ним вы будете всю игру.
Оружие и крафтинг
Всего в игре есть не больше пяти видов оружия: Дробовик, пистолет, огнемёт, строительный пистолет и шокер. По крайней мере больше я не нашел. Помимо них есть ещё самодельные устройства. Всё это оружие помогает неплохо противостоять основным угрозам в игре. Из пистолета и дробовика отлично валятся люди и андроиды. Из огнемёта легко поджигать личинки, а также держать на расстоянии самих Чужих.
Оружие не является каким-то универсальным средством решения всех проблем, в принципе, без него вообще можно обойтись. Конечно же, иногда приходится защищаться, но убить чужого нельзя, поэтому воевать с остальными выжившими – только себе во вред. На звуки стрельбы тварь точно придёт, уж поверьте. Пройти игру пацифистом более чем реально, надо только научиться хорошо прятаться.
Крафтинг в ней не трудный и не объёмный. Всего нам доступно штук 6 – 7 всякого рода игрушек, что можно скрутить с подобранных деталей. Штуки эти полезные, некоторые служат для отвлечения внимания, некоторые для уничтожения врага, ну а часть может пригодиться даже в противостоянии с ксеноморфами. Чертежи устройств придётся собирать вручную.
Графика и атмосфера
Ещё раз повторюсь, разработчики воссоздают атмосферу и визуальные особенности первого фильма о чужих. Для этого они даже прикрутили к игре некий графический фильтр, трансформирующий картинку под качество кассетных видеомагнитофонов (VHS) со всеми искажениями и цветовым содержанием. Фильтр не размазывает картинку, но при этом придаёт ей неплохой закос под старину не раздражая глаза.
Также игра имеет очень хорошие графические эффекты, текстуры не очень, какие-то они мыльноватые, но вот эффекты… Освещение, дым, пар, вода, огонь и тени – всё на очень высоком уровне. Такая детализация вместе с четким и насыщенным окружением в деталях передаёт атмосферу из кино. Благодаря небольшим пространствам разработчикам удалось проработать так много мелочей, что от фильма игру отличить очень тяжело, настолько качественно всё отрисовано. Картинка действительно реалистичная.
Атмосфера, конечно же, потрясающая. Разработчики попали прямо в десятку и вся игровая механика в купе с графическим наполнением создаёт именно ту самую атмосферу ужаса и отчаяния из знаменитого фильма ужасов Ридли Скота. Можно не скупиться на громкие слова, Alien Isolation – лучшая выжимка киношных образов и идей по вселенной чужих. Лучше пока никто не придумал.
Дополнения DLC
Почти сразу с игрой вышли и DLC. Они приносят в игру ещё несколько уровней, но уже совсем другой истории. Речь идёт о самом первом фильме и противостоянии чужому на корабле «Ностромо», чья команда первыми наткнулись на сигнал бедствия и подцепила паразита. События развернутся как раз таки после того, как чужой вырвался из груди зараженного и устроил охоту на людей. В главной роли знаменитая Эллен Рипли и прочие члены экипажа. Кстати говоря, за каждого из них можно поиграть, не зацикливаясь на главной героине фильма.
К сожалению, в DLC попали только самые активные эпизоды фильма, когда команда пыталась запереть чужого в шлюзе, а потом выкинуть в открытый космос. Продемонстрирована вся охота, но без последующих событий. Также есть эпизод, когда команда уже была уничтожена и Эллен активировала систему самоуничтожения, а потом побежала к спасательной шлюпке. Есть ещё и режим игры на очки, где можно посоревноваться в умении выживать с другими игроками. Это не сетевая игра, это своего рода арена со случайными событиями и целями, где вы играете в одного, но по результатам заносите свои очки на общую доску почета.
Звукорежиссура
Не знаю, что за человек занимался звуком и музыкой в игре, но я считаю, он достоин похвалы не меньше художников, программистов и дизайнеров. Благодаря его работе, игра ещё сильнее стала похожа на кино. Восхитительное звуковое сопровождение, не хуже чем в знаменитом фильме.
Итого
Как приятно, когда конечный результат превосходит все твои ожидания. Alien Isolation — как раз таки тот случай. Конечно, после всего того новомодного и второсортного хлама, что выходил по вселенной чужих до, любая новая и более или менее вменяемая игра понравится фанату гарантированно. Но в данном случае Alien Isolation – это не просто качественная игра, это можно сказать лучшая игра серии.
Почему же Alien Isolation так меня зацепила? Во-первых, это почти точная копия идей оригинального фильма, только в формате видеоигры. Во-вторых, разработчики настолько качественно сумели перенести атмосферу и натянуть её на воссозданную по фильму механику, что без тени сомнения Alien Isolation можно назвать одной из лучших игр по фильмам в целом.
Даже несмотря на то, что события оригинала затронуты косвенно, всё же основные идеи Ридли Скота воплощены максимально дотошно. Помимо этого высокий интеллект чужого приносит в жанр хорроров новые ощущения. Игра буквально прошла в обход всех основных доктрин о скриптах и скримеррах. ИИ действует сам, без подсказок и по ситуации. Я уже писал, что ИИ чужого мне показалось одним из самых продвинутых, какие я либо встречал. Об этом не грешно упомянуть и ещё раз.
В игре не подчеркиваются безопасные зоны, и оказаться в лапах инопланетной твари можно почти везде, следовательно, напряжение не спадает считай всю игру. Но это ещё не значит, что за вами будут бегать постоянно и не выпускать ни на минуту. Чужой охотится не только на вас, он бродит по всей станции в поисках жертвы, есть даже вариант, что вы с ним не столкнётесь. Подвернётесь вы ему под удар или нет – дело случая. Но при этом всегда стоит помнить — тварь где-то рядом. Шум привлечет её. Не будете шуметь, то, возможно, вам не придётся наблюдать, как его хвост пробьёт вам грудную клетку насквозь, а когтистая лапа нависнет для завершающего удара.
Игра буквально напичкана эпизодами из кино. Будет и момент, когда чужой впервые окажется рядом и как в фильме из пара покажется зловещий силуэт, грациозно выползающий на свет. Будут и эпизоды, когда бежать или прятаться уже поздно. И прижавшись к стене, вы медленно отступая к лифту будете пускать во мрак клубы огня из своей самодельной горелки, чтобы хоть как-то сдержать напирающую тварь (или тварей).
Недостатки тоже имеются, куда без них. Самый значительный — затянутость сварочных работ в конце игры и явный перебор с получасовыми походами в скафандре. Так много всего приходится делать в ручную и так много времени на это тратится, что уже начинаешь скучать по «чужому», что пропадает где-то на пару часов. Также её не красит и глуповатый интеллект людей, что совсем не похожи на выживающих. Как истуканы пасутся на отдельных участках карты, дожидаясь смерти. Ни реплик, ни разговоров, вообще никаких действий от них. Походу дела только Рипли заботит её шкура, остальным просто плевать.
Ещё я заметил, что управление забаговано и в большинстве случаев залипает опция нырнуть в вентиляцию, или забраться на выступ. Много раз мне приходилось сражаться с кривизной и подстраиваться под скриптованное действие. Пару раз боты андроидов и людей стопорились на месте и тоже не подавали признаков жизни. И на этом, вроде бы, всё.
В качестве хоррора Alien Isolation — это находка для фанатов жанра. В отличии от других громких проектов типа outlast или Амнезии, новая игра про чужих готова похвалиться реально интересным ИИ, что сделает игру незабываемой. Для поклонников вселенной это ещё более значимая игра, такого чужого в видеоиграх ещё никогда не было. Если нервы крепкие и фантастика вам нравится, то не советую проходить мимо. Сейчас такие игры, как говорится: с душой и для людей, редко встретишь. Наслаждайтесь.
Оценка: 10/10