А вам нравится изучать пещеры и руины древних цивилизаций? Не боитесь застрять где-нибудь под толщей горной породы в кромешной тьме и в одиночестве? Если нет – рекомендуем наконец присоединиться к экспедиции в Алжир, организованной Frictional Games. И не забудьте запастись спичками.
Frictional Games обещали, что третья часть знаменитого ужастика Amnesia с говорящим подзаголовком Rebirth станет едва ли не самой драматической и трагичной игрой франшизы. И действительно, если на два предшествующих сюжета мы смотрели глазами антагонистов, то ситуация здесь уже не кажется такой однозначной.
События игры происходят в 1930 году, когда небольшой самолет «Кассандра» с археологической экспедицией на борту терпит крушение где-то на территории Алжира. Главная героиня, девушка по имени Таси Трианон, приходит в сознание в чудом уцелевшем салоне воздушного судна. Она чувствует себя скверно и совершенно ничего не может вспомнить.
Никого из коллег поблизости не оказалось, сломанный передатчик в кабине вещает голосом врача, который пытается связаться с остальными членами экипажа. Таси понимает, что ее супруг Салим отправился с остальными в пустыню искать помощь, но что-то вынудило их разделиться. Героине ничего не остается, как отправиться следом.
Как и в предыдущих частях, память возвращается к Таси постепенно. Какую-то информацию вы черпаете из найденных заметок и дневников, что-то девушке удается вспомнить самостоятельно. При этом героиня ведет себя сообразно человеку, оказавшемуся в ее ситуации, то есть живо реагирует на происходящее, пытается рассуждать логически. Она ужасно напугана, сбита с толку и ее эмоции заразительны.
Иногда флэшбеки раскрывают теплую историю любви Таси и Салима, их замужества и рождения желанной дочери Элис. Другие воспоминания, обрывки каких-то неудобных бесед и некоторые записки намекают на связанную с ребенком трагедию. Очевидно, имевшую место в недалеком прошлом.
Когда след членов экспедиции выводит Трианон к цепи вулканических пещер, у девушки начинаются дежавю. Она вспоминает, что все-таки покинула место крушения с остальными, но по какой-то причине осталась одна и даже вернулась к самолету. Из глубин памяти всплывают и более зловещие картины уже откровенно мистического характера.
Появляется повод подозревать Таси, сомневаться в ее здравомыслии и объективности, но мотивация остается прозрачной – найти мужа и выяснить, что произошло. Заметки коллег-археологов, разбросанные в местах привалов, свидетельствуют о постепенном ухудшении их психического состояния, ну а мы наконец встречаемся со старым врагом – темнотой.
Разработчики решили не менять то, что и так отлично работает, и оставили нетронутыми механики взаимодействия с объектами. Но добавили важный нюанс – дефицит ресурсов. Вы будете вынуждены заглядывать буквально под каждый камень, перетряхивать всякий найденный кувшин в надежде обнаружить несколько заветных спичек.
Эти крошечные факелы надежды – единственное, что сможет уберечь вас от губительной тьмы. Они быстро прогорают и еще быстрее – если вы движетесь. У Таси будет несколько секунд, чтобы найти и поджечь факел, лампу или свечу прежде, чем драгоценная спичка будет израсходована. Из-за постоянной нехватки источников огня, игрокам приходится очень быстро ориентироваться и изучать незнакомые пространства.
В этих пещерах Трианон впервые столкнется с так называемым «Темным миром». Диковинный компас на руке у девушки позволит обнаружить и открыть ведущие в параллельный мир разломы. Жутковатое пространство населяют тени и призраки, время там течет иначе, но проникновение туда – единственный способ миновать непроходимые участки.
Выбравшись из подземных нор, героиня внезапно вспоминает, что беременна. Девушка набредает на древнюю крепость, где колонизаторы некогда вели археологические изыскания. Их записи обращены к доисламским суевериям и идолам, которым покланялись местные туареги, а также свидетельствуют об истерии, охватившей местных военнослужащих.
Вскоре покажется и сам джинн, но предстанет он отнюдь не улыбчивым исполнителем желаний в чалме, но уродливым пожирателем плоти, известным в арабской мифологии как гуль. Правильнее, наверное, будет сказать «известной», ведь гулей преимущественно воспринимали как джиннов-оборотней женского пола.
Со страхом тут все обстоит довольно серьезно. Таси не только темноты боится, но и любых пугающих ситуаций. Как и в SOMA, придется отводить взор от тел, стараться не глядеть под ноги, преодолевая провалы, ни в коем случае не разглядывать чудовище. В противном случае героиню настигнет безумие.
В качестве контрмер предусмотрена настойка опия, однако в очень сильно ограниченных количествах. И еще иногда в моменты сильного волнения ребенок начинает толкаться и у игроков появляется возможность потрогать животик. Это придает Таси смелости и позволяет справиться с панической атакой.
Картинка в Amnesia пусть и не хватает с неба звезд, но выглядит довольно неплохо. Особенно удалась игра света и тени, которая в общем-то и диктует основное настроение игры. Иногда обнадеживает, иногда сгущает краски, а порой шокирует, выхватывая из мрака нечто неожиданное.
Физические головоломки, как и в предыдущих частях серии, связаны с перетаскиванием предметов, поиском ключей, использованием вращательных механизмов. К одним прилагаются очень доступные подсказки, другие решаются простым логическим путем.
Я не сказал бы, что Rebirth очень страшная игра, но гуль с момента первой встречи станет для вас постоянным источником стресса. Из-за великолепно поставленных сцен и звуков начнет мерещиться чудовище даже там, где его нет. Частенько придется оглядываться, переживать из-за темных проемов и иногда играть в прятки.
Формула Amnesia осталась неизменной, из-за чего третья часть только выиграла. Эмоциональное погружение действительно ощущается острее, декорации здорово отличаются от предыдущих, но стиль разработчиков узнаваем и прослеживается в каждом аспекте игры. И это, как мне кажется, очень здорово.
Оценка 8.0/10